Слепянская водная система — шедевр советских архитекторов и одно из самых популярных мест для прогулок у минчан. Однако далеко не все жители города знают о «тайном» участке канала, который так и не был благоустроен и до сих пор не приспособлен для цивилизованного отдыха. Полузаброшенный, глухой и безлюдный, он обладает особой красотой.
Протяженность Слепянской водной системы в черте города составляет 22 километра. Это почти непрерывная вереница парков и скверов, пронизывающая восточную часть Минска. Единственным неокультуренным участком, выпадающим из общей картины, является отрезок длиной около 500 метров от переулка Козлова до железнодорожной ветки московского направления.
Пройдя сквозь зеленую зону, которая с осени прошлого года официально называется парком имени Александра Герасименко, поток воды устремляется под проезжую часть (переулок Козлова в районе автозаправки «Славнефть»).
С обратной стороны переулка пейзаж кардинально меняется. Здесь нет плакучих ив, водопадов, декоративных островков — всего того, что так характерно для Слепянской водной системы. Изгибаясь, неширокое русло реки тянется через промзону, мимо заборов автобазы Ремавтодора Партизанского района и Минского завода автоматических линий. Растущие прямо у воды деревья нависают над каналом, образуя нестройный зеленый коридор.
Глубина реки здесь совсем небольшая. Кажется, можно прогуляться в резиновых сапогах.
Метров 200 вдоль канала идет полоса асфальта, ведущая к воротам Ремавтодора, дальше тянется тропа.
Постепенно один из берегов теряет свою бетонную оправу. На противоположной стороне бетонные плиты кренятся к воде. Усталость не знавшей капремонта системы дает о себе знать и здесь.
Наконец река и тропа приближаются к железнодорожной насыпи. Здесь, возле высокого бетонного забора, русло сужается, вода заметно ускоряется и журчит по камням, как горный ручей. Невероятно: этот «затерянный мир» существует всего в двух километрах от площади Победы.
Вода бежит в тоннель под железной дорогой. Перейти на другую сторону можно только поднявшись по насыпи. Это довольно опасно: движение поездов здесь интенсивное. Да и сам склон слишком уж крутой — запросто можно скатиться вниз.
После тоннеля река проходит совсем небольшой отрезок и скрывается в холме, который на самом деле является метромостом (о нем мы рассказывали в фоторепортаже об Антоновском парке). Сооружая перегон между станциями «Пролетарская» и «Тракторный завод», строители сначала вывели на поверхность два тоннеля, а затем засыпали их землей. Так было проще пройти речку Слепянку, которую заключили в коллектор под метромостом.
В этом месте канал выглядит как обычная лесная река. Но уже за холмом-метромостом начинается Антоновский парк, где Слепянская водная система возвращается в свое привычное состояние.
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by